Materia Medica Ситуаций

ТИМОШЕНКО И.В.

Кто правильно познает самого себя, тот познает Бога.

Св. Климент Александрийский.

Самообман и ситуация

"Враждебные силы, частично психические, частично физические, воздействию которых подвержено наше земное существование, и называющиеся болезненными вредными агентами, - пишет С.Ганеманн, - не обладают силой вызывать болезненные нарушения здоровья человека безусловно. Но мы можем заболеть под их влиянием, и организм, выведенный из состояния здоровья, претерпит ненормальные ощущения и отправления только в том случае, если он долго подвергался этим воздействиям и достаточно чувствителен к ним, следовательно, они не могут вызвать болезнь у каждого человека и каждый раз." Люди окружены примерно одинаковыми внешними факторами, однако реакция на них, отношение к ним у каждого из нас разные. В формировании взглядов на окружающую действительность принимают участие различные факторы, в особенности внутренние: душевные и психические.

Благодаря индивидуальности восприятия, каждый человек болеет по-своему и по-своему заблуждается. Нет среди людей ни абсолютно хороших, ни необратимо плохих, все окружающие разные и сложные, в каждом добро со злом перемешано весьма индивидуально. Подчас, за личиной грубого тирана скрывается робость и застенчивость, вооруженный до зубов прячет трусость и слабость, восхваляющий себя доказывает свою состоятельность и важность, тихий и кроткий таит внутри огромную силу духа и так далее. Столько драгоценного времени (жизни) и сил (отнюдь не беспредельных) уходит на то, чтобы КАЗАТЬСЯ, А НЕ БЫТЬ. Для нас - врачей важно помнить, что в пациенте (ближнем) угнездилась БЕДА, а не вина. Страдающий человек, обратившийся за ВРАЧЕБНОЙ помощью, НЕ ВИНОВЕН (перед врачом, во всяком случае) в своих парадоксальных словах, поступках, болезненных проявлениях и прочих ОШИБКАХ восприятия действительности. Они - результат лукавых проделок злобной занозы (САМООБМАНА), застрявшей в его воле и толкающей личность к патологии. Пациент сам не в силах ее осознать, т.к. эта зона НЕВИДИМА (слепое пятно). Именно врачу необходимо заметить в необъяснимых, на первый взгляд, странностях поведения человека его ОШИБКУ реагирования (беду), которую нужно и МОЖНО ЛЕЧИТЬ ГОМЕОПАТИЧЕСКИ, т.е. ПОДОБНО (но не подавлять аллопатически, заталкивая еще глубже вовнутрь)!

Задача данной книги - предложить инструмент постижения корневых ПРИЧИН, глубоко скрытых СИМВОЛОВ (и лекарств, и людей). Без видения "стержня", без понимания "сути клинического случая" велик риск захлебнуться в безбрежном океане следствий (симптомов), и, потонув в гомеопатических книгах, так ничего и не постигнуть. Если условно разделить происходящее на этапы, то получится "тройственная цепочка": ПРИЧИНА-ФАКТ-СЛЕДСТВИЕ. Фактами оперировать проще и привычнее, поскольку они видны, слышны, ощутимы, осязаемы и обоняемы. Гораздо легче отвечать на "фактический" вопрос "ЧТО?", и ни о чем больше не задумываться. Однако врач должен заметить еще и причины, потихоньку привыкая к ответу на вопрос "ПОЧЕМУ?". Такой навык, в свою очередь, приблизит к наиболее значимому звену вышеуказанной "цепочки" - следствию (плодам, по которым только и можно определить качество дерева), и поможет ответить на главный вопрос жизни - "ЗАЧЕМ?".

Мудрость, мастерство гомеопата (унициста) заключается не только в сборе анамнеза (фактов) и долгом поиске ПОХОЖИХ проявлений в справочниках, но и в умении непредвзято (беспристрастно) АНАЛИЗИРОВАТЬ (толковать) факты. Необходимо понять побудительные мотивы рассудочных и физических симптомов, подмечать ведущие УСТРЕМЛЕНИЯ личности, ВЗГЛЯДЫ пациента, специфику его ВОСПРИЯТИЯ реалий, и лишь затем приступать к поиску ВЫСОКОПОДОБНОГО лекарства. (Одинаково сильно страдают два человека: у одного хлеба маловато, у другого брильянты мелковаты.). "Полезными для помощи врачу в деле лечения, - поясняет С.Ганеманн - являются знания. о наиболее значительных моментах во всей истории хронического заболевания, т.к. они помогают ему в обнаружении фундаментальной ПРИЧИНЫ, которая обычно связана с хроническим миазмом. В этих исследованиях необходимо учитывать физическую конституцию, особенности его ДУХОВНОЙ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ сферы, его ЗАНЯТИЯ, ПРИВЫЧКИ и ОБРАЗ жизни, общественные и СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, возраст, половую функцию и т.д.".                       

В "Ситуационной гомеопатии" речь идет о САМООБМАНАХ, ОШИБКАХ восприятия действительности, ЗАБЛУЖДЕНИЯХ личности, иллюзорных ВЗГЛЯДАХ на окружающее, "ЗАЖИМАХ, ТРЕЩИНАХ, ПОТРЯСЕНИЯХ, ЧРЕВОТОЧИНАХ и ЗАНОЗАХ", КОНФЛИКТАХ и КОМПЛЕКСАХ, неадекватном РЕАГИРОВАНИИ (перечислены синонимы, отображающие один и тот же процесс неосознанного блуждания во тьме). Самообман - это вражеский лазутчик, окружающий человеческую волю непроницаемым туманом лжи и принуждающий ту выдавать неадекватные (лживые) приказы своим подчиненным (чувствам, уму, телу). Ведущим признаком "самообманутого человека", его порывов, мыслей, чувств, слов, манер и симптомов является СТЕРЕОТИП, т.е. СТАНДАРТНОСТЬ РЕАГИРОВАНИЯ на РАЗНЫЕ внешние обстоятельства.

Хочу предостеречь Вас от ошибочного смешивания РАЗНЫХ методов: гомеопатии и рационального психоанализа. В психоанализе (расчленение психики на кусочки) и психотерапии (насильственное воздействие на личность) нужно влезать в душу (Psyche - по-гречески душа!) пациента, всячески тестируя, хитроумно допрашивая его и навязывая "установки" (свои комплексы?!) В гомеопатии такое просто ЗАПРЕЩЕНО! Только пациенту дано право решать, что, кому и как рассказывать о себе! Врач же присматривается к языку тела, прислушивается к тембру голоса и интонациям, отмечает его СКЛОННОСТИ, ОТНОШЕНИЕ к фактам, следит за вегетатикой и фиксирует наиболее странные и редкие симптомы. Не забывайте: "Мозг умный, но лживый, тело глупое, зато честное", и поэтому не только через психоэмоциональные, но и через самые, казалось-бы, банальные соматические симптомы, МОЖНО выйти на глубоко лежащие КОНФЛИКТЫ личности. Только разобравшись В СУТИ случая, гомеопат может найти по реперториуму группу одинаково высокоподобных (а не похожих) лекарств и назначить одно из них, подтвержденное по Материя Медика. Кроме того, психоанализом нужно заниматься всю жизнь, посещая врача еженедельно, гомеопат же дает один раз одно лекарство в одной крупинке, и оно действует недели, месяцы, а иногда и годы. И, наконец, цель психоанализа - демонстрация пациенту его неприглядной изнанки. В гомеопатии не обязательно так рисковать словом, лекарство делает это гораздо мягче и надежней. Ведь оно - САМА ПРИРОДА, не нами созданная и еще не окончательно загубленная нашими "достижениями".

Как происходит зарождение будущего "личностного зажима"? Причина всякой болезни коренится в глубине человеческой личности и является следствием пережитого когда-то жизненного потрясения. Чаще всего оно происходит в раннем детском возрасте или даже внутри утробы, когда личность впервые сталкивается с угрозой для жизни. Предположим, младенчик изнутри каким-то образом узнает (чует) о надвигающемся аборте. Он, естественно, начинает сопротивляться опасной ситуации, ведь речь идет о его жизни и смерти. Какие чувства могут возникнуть у него в эти мгновения? Животный страх смерти, одинокая беззащитность, недоверие к собственной матери, подозрительность, желание убежать, скрыться, спрятаться или напасть на "обидчика" первому. Ребеночек, подрастая, в душе будет хранить перечисленные негативные чувства. Осознать (заметить, разумно разрешить, устранить) их он не в состоянии, ибо те находятся "под сознанием" (не поможет ни самоанализ, ни аутотренинг). Маленький (а затем и взрослый) человек постоянно ощущает в себе некие тревоги, ожидание опасностей и странные устремления, они гложут его непрерывно, не давая отдыха. В результате, ласки матери (и других женщин) воспринимаются, как желание удушить или раздавить в объятиях, любящий взор, как подглядывание и контроль, нежные слова, как фальшивое лицемерие, предложение помощи, как желание заманить и запутать в опасных женских сетях. Как станет вести себя человек с подобными ОШИБОЧНЫМИ чувствами-позывами внутри? Наверное повсюду подозревать подвох, упрекать других во лжи, убегать от любящих, воображать на пустом месте опасности, кричать и биться в судорогах от страха и т.п. Очевидно, он будет негативно реагировать на столовые ножи, врачей, кровати, кровь, ночь и все то, что напоминает те жуткие внутриутробные мгновения перед ВООБРАЖАЕМЫМ абортом, которого в действительности не было.

Как видите, первая реакция на угрозу для жизни была защитной, оправданной и необходимой, вполне адекватной окружающей обстановке (ситуации). Однако, когда действительная угроза миновала, а человек продолжает НЕОСОЗНАННО повторять ту же - прежнюю реакцию, но уже в иных обстоятельствах, никак не угрожающих его жизни, а лишь чем-то неуловимо напоминающим ему былое внутриутробное потрясение, то вырабатывается СТЕРЕОТИП НЕАДЕКВАТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ (самообман). И если стереотипная реакция, не зависящая от реальных условий, повторяется все чаще и чаще, то возникает фальшивая привычка - страсть. Легко ли такому, заблудшему внутри материнской утробы, считающему себя "неудачным абортом", а собственную мать "провокатором, предателем и убийцей"? Сможет ли он полюбить сам или откликнуться на чувства?

Теперь о термине "СИТУАЦИЯ", который использован в заглавии книги. Ситуации - это ОКРУЖАЮЩИЕ УСЛОВИЯ, провоцирующие неосознанный (неподконтрольный сознанию) СТЕРЕОТИП поведения человеческой личности. Это внешняя обстановка, максимально удобная для раскрытия и проявления самообмана. "Чревоточина" располагается ВНУТРИ человека, жизненная ситуация складывается СНАРУЖИ. Ситуация - это жизненные ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, востребованные "занозой" и максимально удобные для нее. САМООБМАН - ОЩУЩЕНИЕ, УСТРЕМЛЕНИЕ, внутренняя движущая сила (страсть), а СИТУАЦИЯ - конкретные ОБСТОЯТЕЛЬСТВА и поступки (грех). "Подруги" эти неразлучны, друг без друга обойтись не могут и всецело зависят одна от другой. Страсть парализует (вводит в заблуждение) волю и та, ПОНЕВОЛЕ, выдает заБЛУДшие приказы, следуя которым человек САМ НЕОСОЗНАННО ищет и находит соответствующий способ поведения и жизненные ситуации: профессию, хобби, супругу, друзей, музыку, книги, фильмы, сны и т.п. Ситуация - есть удобное внешнее ОБРАМЛЕНИЕ самообмана, своеобразная ВЫВЕСКА-ШИРМА, устраивающая сокрытую страсть и дающая той возможность проявляться всегда и везде! СТЕРЕОТИПНО!

На страницах этой книги предпринята попытка постичь СИМВОЛИЧЕСКУЮ (подобную,а не похожую) сущность лекарств для реализации давнишней мечты - ужать громадный фактологический материал патогенезов до одной фразы: лаконичной и легко запоминающейся, с одной стороны, и объясняющей все симптомы лекарства, с другой. Посудите сами, насколько легче держать в памяти СИТУАЦИОННЫЙ ОБРАЗ лекарства, талантливо и символично изображенный гомеопатом-уницистом А.П.Негрецким и сформулированный в нескольких емких словах. На такой вымышленный образ, как на прочный "стержень постижения", можно нанизывать любые подобные ему (объяснимые с его помощью) симптомы, а не выучивать наизусть патогенезы из толстых и непохожих одна на другую Материй Медика. (Какая книга лучше? Думаю, что каждая хороша по-своему и в каждой есть свои недочеты). Образы, выведенные в книге, помогают осознать: КТО бы мог ТАК болеть и ТАК заблуждаться; ЗАЧЕМ он так поступает; К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ? Чего ЖЕЛАЕТ; Он хочет, чтобы ЧТО?

Описанные ситуации - не конкретные люди, а вымышленные, сочиненные образы. Они НИ НА КОГО НЕ должны быть ПОХОЖИ! Однако могут оказаться ПОДОБНЫ любому по внутренним, индивидуальным УСТРЕМЛЕНИЯМ личности. Для чего нужны "ситуационные фразы" и рисунки? Только для удержания в голове удобного (на мой взгляд) образа. Но никак не для быстрого и непродуманного "ситуационного назначения" наскоком - по похожести! Важно осознать, что, если описана какая-либо профессия, то имеется в виду не она, как таковая (хорошая или плохая - не мне судить), а как бы атмосфера, обстановка вокруг нее, максимально удовлетворяющая живущую внутри человеческой личности чревоточину (обманчивое устремление). НЕЛЬЗЯ назначать лекарства впрямую (профессору - Силицею, балерине - Теридион, президенту - Аурум, беременным невестам - Лак Дефлоратуm, разведчикам - Mercurius, заключенным в тюрьме - Tuberculinum, лихачам-автогонщикам - Carcinosinum и т.д.). Если для Ammonium carbonicum предлагается ситуация (бутафория, декорации) ленивого спасателя, то это не повод для поиска соответствующей записи в трудовой книжке пациента. Ammonium muriaticum, к примеру, не обязана бегать топиться и, кстати, вполне может оказаться в реальной жизни не маленькой девочкой, а огромным дядькой, внутри у которого застрял детский иллюзорный страх перед деспотичной матерью. Pulsatilla может не быть ласковой и нежной и не должна стричь волосы у спящего мужа (ситуация Далилы). МЫ ИЩЕМ ПОДОБИЕ, А НЕ КОЛЛЕКЦИОНИРУЕМ ПОХОЖЕСТИ!

Собирать и обсчитывать многочисленные факты может и должен компьютер, а не человек. Любая страсть разрушающе действует на личность и на тело, поэтому от внимательного врача требуется, в процессе беседы о жизненных ситуациях пациента, выявить то чревоточащее зерно, из которого произрастает все древо его патологии.

Источники формирования самообмана

Теперь, разобравшись в сущности понятий "самообман и ситуация", проследим откуда же берутся эти мерзкие внутренние "занозы" и опасные внешние "декорации". Различают пять жизненных ситуаций - источников формирования неосознанных "трещин" человеческой личности.

ПЕРВЫЙ - НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, то, что получаем от предков (фено-, гено- и биотип). Очень важно иметь в виду: НАСЛЕДУЮТСЯ НЕ САМИ БОЛЕЗНИ и КОМПЛЕКСЫ (страсти) родителей, а ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ к ним. Человека обязательно будет "подтягивать и подталкивать" в родительские ошибки, болезни, пристрастия, профессии и прочее, однако только от него самого, его желаний, чувств, мыслей, слов и поступков зависит, расцветет ли эта всегда готовая к бурному росту, "генетически подтравленная" почва болезнями или так и останется в молчаливой полудреме. Иначе говоря, для проявления и развития патологии необходимы ДВА (как минимум) равнозначных фактора: внутренняя наследственная предрасположенность (родителей НЕЛЬЗЯ обвинять в СВОИХ(!) недоразумениях) и внешние привнесенные обстоятельства. Здесь мы касаемся учения С.Ганеманна о ХРОНИЧЕСКИХ МИАЗМАХ, но об этом - чуть ниже.

ВТОРОЙ источник, из которого может вырасти будущий конфликт - ситуация ЗАЧАТИЯ. Не стоит пространно объяснять, почему настроение, желания, мысли, выражения, обстановка и самочувствие будущих родителей обязательно скажутся на личности зачинаемого ими ребенка.

ТРЕТИЙ фактор - БЕРЕМЕННОСТЬ. Младенчик, живущий внутри материнской утробы, ЗНАЕТ (чует) истинное отношение матери к нему. Чтобы осознать, что переживает маленький ЧЕЛОВЕК, поговорим о 3-х этапах его внутриутробного развития:

"СЧАСТЬЕ": все дано и ничего не требуется: тишина, покой, постоянная температура и освещение, многослойная защита от окружающего мира, невесомость (в воде), питание, не ограниченное ни временем, ни количеством, и свободное выделение;

"ВНЕЗАПНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ" условий на полностью противоположные: болезненное сдавление маточной стенкой, исчезновение воды, прекращение поступления пищи и спастическое закрытие шейки матки - МУЧИТЕЛЬНАЯ БЕЗЫСХОДНОСТЬ;

"ИЗГНАНИЕ": болезненные, потные, кровавые потуги матери и ребенка во избавление друг от друга, сопровождающиеся смертельным риском для обоих.

ЧЕТВЕРТЫЙ источник, из которого потрясение может либо сформироваться впервые, либо ужесточиться еще более - РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА. Сей процесс равносилен выходу космонавта в открытый космос без скафандра. Посочувствуем младенчику: из воды на воздух, из тьмы на слепящий свет, из тишины в какофонию звуков, из полной защиты и покоя в абсолютную беззащитность, из постоянного питания в голод и необходимость криком добывать пропитание. Добавьте к этому употребление матерью химических препаратов, ее вредные привычки, шальные мыслишки об аборте, настойчивое ожидание ребенка определенного пола, акушерские пытки и утаивание новорожденного от матери - единственного близкого и жизненно необходимого ему существа. Мало радости, надо полагать, испытывает явившийся в наш мир малыш.

И, наконец, ПЯТЫЙ момент, в котором личностный конфликт может или зародиться, или "заматереть" - это ПРИОБРЕТЕННЫЕ СИТУАЦИИ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ!

Становление личности, жизненые этапы

Дабы рассекретить потаенные и обманчиво-неуловимые мотивы, заставляющие человека стереотипно ошибаться и из-за этого болеть продлим далее "линию судьбы", прерванную на моменте родов. Какие еще НЕОТВРАТИМЫЕ и ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ испытания ожидают КАЖДОГО после выхода в этот мир?

Родительское ВОСПИТАНИЕ! Для зачатия, беременности и рождения ребенка достаточно быть половозрелыми и относительно здоровыми людьми. А вот для воспитания нового человека одной половозрелости недостаточно. Здесь требуется внутренняя зрелость, из которой проистекают: разумность, терпение, мудрость, знания и любовь. Мать и отец - первые люди, встреченные малышом в его жизни. В них объединены все люди и сосредоточен весь мир. Родителям он стремится подражать и их же идеализирует. По отцу (сильное, волевое, мужественное начало) он станет ровнять всех других мужчин, да и себя самого (свое мужское начало) будет неосознанно ориентировать на копирование отцовских устремлений и поступков. Мать (заботливое, нежное, теплое и защищающее создание) - эталон, с которым ребенок (а затем и взрослый мужчина) неосознанно сравнивает всех женщин. Какой тип интимных отношений между родителями приметил младенец, таково будет и его восприятие мужского и женского начал на протяжении всей жизни.

ДЕТСТВО - поистине счастливый период: искренность и незнание зла, беззащитность и доверчивость, неподдельная любознательность (а не любопытность взрослых), умение быстро и навсегда прощать, могучая жизненная сила. Но и в этом "розовом" периоде растущего человека подстерегают проверочные испытания.

Начало жизни (от рождения до 1 года) легче понять с помощью известных стадий:

1) Оральная: желание пищи (не когда положено по расписанию, а когда требуется младенчику), необходимость криком добиваться ее - ОРАТЬ. Без зубов, без волос, без движений (физическая немощь), без разума (головка и та еще не держится). Голод (дадут ли и когда еду?), длительный сон (как спасение от невзгод), выделения (когда захочется) и тренирующие жизненную силу "псорные" болячки. Так или примерно так каждый из нас вступает в жизнь. В эти моменты вполне может зародиться чувство беззащитности, покинутости, ненужности, одиночества, ощущение предательства близких.

2) Анальная: нежелание отдавать полученную с таким трудом пищу и запирание, с этой целью ануса. Ребеночек ведь не знает когда родители соизволят покормить его в следующий раз, и пытается, как может, сохранить хотя бы то, что уже получил. Здесь может зародиться жадность, подозрительность, недоверчивость, ложь.

3) Эдипова: младенчик, знающий только мать (питающую, заботящуюся, защищающую, согревающую), начинает примечать еще какого-то странного гражданина - волосатого, грубого, чужого(?) и требовательного. Взрослые обманываются, считая бесполых малышей ничего не понимающими. Дети весьма наблюдательны и, если в их присутствии родители заводят "любовные" игры. Во время третьей стадии может зародиться ревность, агрессивность, отвращение к противоположному полу и прочие прелести.

Здесь описаны СТАДИИ, а не комплексы. Через эти стадии проходят все, однако не каждый формирует во время их прохождения личностный конфликт. Но каждый, при наличии соответствующей почвы, подготовленной генетикой, зачатием, беременностью и родами, МОЖЕТ соскользнуть из стадии в истинный комплекс, утвердиться в нем и потащить его в себе через всю жизнь. Потому так важно в эти начальные мгновения доброе и разумное участие родителей. Но, почему-то, только к 6-7 годам взрослые всерьез решают взяться за воспитание. Однако уже поздновато и можно рассчитывать лишь на наружную шлифовку сформированных ранее черт характера и устремлений. Дело в том, что маленький ребенок, не утративший способности отличать истину от фальши, не столько слушает философские сентенции папаши и "переживательные наставления" матушки, сколько фиксирует их действительные поступки и чует истинные побуждения. Его личность формируется из фактов, а не теоретических рассуждений. Он не понимает "взрослых слов", но глядит в глаза и видит истину. Дети, словно зеркало, отражают своих родителей, они умеют лишь возвращать то, что получили (больше ведь им неоткуда взять информацию о мире), и поэтому часто повторяют родительские ошибки. Ребеночек первыми видит именно их, они для него олицетворяют весь мир и он учится жизни исключительно по их реакциям и привычкам.

Много зависит от атмосферы, царящей в родительском доме, каковы отношения между членами семьи, таково и отношение к жизни у растущего человека. Если его окружает ложь, интриги, измены, вряд ли вырастет прямодушный и открытый человек. Если его заваливают дорогостоящими игрушками и наряжают, словно куклу в магазинной витрине, вряд ли он научится милосердию и станет ценить трудовую копейку. Если его беспрестанно щекочут, целуют и тискают, приговаривая: "Да ты самый красивый, самый умный, самый стройный, самый обожаемый, самый-самый". Вряд ли он вырастет мужественным, скромным и уважительным. Также и с выбором профессии: какими предметами окружен и какие термины постоянно слышит в начале своей жизни младенчик, именно то он и будет неосознанно (привычно) считать единственно приемлемым для себя.

Истинное наслаждение общаться с бесхитростными, искренними и доверчивыми созданьями - малыми детишками. Но почему они так горячо болеют? Может потому, что их болезни всегда имеют форму ЗАЩИТЫ? Болезнью ребеночек показывает истинное (мудрое, а не умное, как у взрослых), отношение к окружающему и окружающим, ею проявляет свою реакцию на взаимоотношения между родственниками, ею отзывается на истинные (как ему видится и ощущается) чувства матери к нему. Иных ЗАЩИТНЫХ возможностей, кроме плача, сна и болезней, он не имеет. Этими способами он и пытается повлиять (БЛАГОТВОРНО!) на атмосферу в семье. (Прежде чем быстрым наскоком "лечить" детей сильнодействующими препаратами (в т.ч. и гомеопатическими), присмотритесь повнимательнее к родителям.) Как должно быть больно и обидно ребеночку, когда родная мать подставляет его под разрушающие "терапии", которые не каждый взрослый выдерживает (об "экстрасенсах" и говорить не стану). Каково врачу выслушивать ЖАЛОБЫ матери НА СВОЕГО РЕБЕНКА (на его болезни) и ОБВИНЕНИЯ того (в его защитных симптомах) - маленькой и точной копии самой мамаши, подобной ей во всем! Как отчетливо видна эта общематеринская ошибка со стороны, но как сложно донести это заблуждение до женского сознания. Такое впечатление, что мамаша стремится поскорее избавиться от болезни ребенка, мешающей ЕЙ и отвлекающей от ЕЕ "важных" дел. Или, что довольно часто в гомеопатии, "любящая" мама требует изменить лекарством нормальные черты характера маленького человека, чтобы он ЕЕ больше устраивал! Будьте бдительны.

По изложенным причинам, до 7-летнего возраста целесообразнее лечить не детей, а их себялюбивых матерей. Пытаться донести до их сознания (отнюдь не всегда это удается!), что младенчик ни в чем не виноват, он не может быть причиной страданий тех, кто его сделал (яблоня и яблоко)! Наоборот, он - прямое следствие их проблем и лишь отражает (рикошетом) истинное лицо родителей, показывает их действительное отношение к нему! И стоит матери чуть изменить свой взгляд на происходящее или просто задуматься, что не все так, как ей кажется, и, что может быть иной взгляд на те же события, как, словно по мановению волшебной палочки, меняется самочувствие малыша. Учитывая вышесказанное, можно брать в реперторизацию симптомы и ребенка и матери, но лекарство назначать все же ей. Впрочем, все зависит от конкретной ситуации.

ОТРОЧЕСТВО (от 7 до 15 лет) совпадает по времени со вступлением в школу. Это более самостоятельный период, когда к родительскому попечению примешиваются воздействия других людей. Но наиболее глубинные личностные устремления (корни страстей) уже полностью сформированы к этому моменту и самообманы (страсти) начинают подыскивать подходящие для себя условия - жизненные ситуации. Когда раздается "дежурный" родительский вопль: "А школа куда смотрела?", я стараюсь тихонько отойти.

ПУБЕРТАТ - вхождение во взрослую половозрелую жизнь - следующая, и весьма серьезная, проверка на стойкость и выживаемость. Именно здесь происходят "ломки трудного возраста". Этап отрочества никому не миновать, приходится сталкиваться и с трудом преодолевать СЕБЯ - НОВОГО, СТРАННОГО и НЕЗНАКОМОГО. Растущий человек встречает совершенно незнакомые ему проблемы и перед ним впервые встает во весь рост вопрос о смысле человеческой жизни: "Зачем я? Что будет после меня? Кто я?". Он вдруг начинает остро чувствовать свое одиночество, отверженность и незащищенность. Проявляется склонность к идеализации и тяга к абсолюту (максимализм подростков). Беда, если ребенка своевременно не познакомили с духовностью и его юношеские влечения направлены целиком на земные ценности, ориентированы на обычных (немощных) людей. Беда, когда юноша, не нашедший понимания в семье и предоставленный сам себе, начинает искать опору среди сверстников - таких же "несклепышей". Почему первая любовь чаще всего несчастна? Наверное потому, что мальчик ищет ИДЕАЛ в обычной девочке (земной, смертной, слабой.) и всю мощь первого романтически восторженного чувства налагает на ее хрупкие плечики. Справится ли она с такой ношей?

Огромное значение имеет отношение отроковиц к проблеме пола. Чтобы не затрагивать интимных секретов и не травмировать их девичью стыдливость, нужную информацию можно получить из рассказа о первой менструации. Например: если менархе посетила девочку в 16-17 лет, можно думать об инфантилизме, стремлении остаться в детстве; если в 10-11 - о стремлении быстро повзрослеть и вырваться из семьи, исправить собою ошибки матери; потеря сознания от боли перед началом менструации - нежелание встречаться со своим женским началом, становиться женщиной и матерью; онанизм - самовлюбленность (себялюбие, самообладание), недоверие к окружающим или страх противоположного пола и т.д.

ЮНОСТЬ - серьезный испытательный рубеж. "Тихо живет дитя и отрок, мало быстрых порывов у мужа, почтенные седины склоняются к покою; одна юность кипит жизнью. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять это время от напора волн. - пишет святитель Феофан Затворник - Своеволие юношеской жизни на все бросает тень сомнения, сильно тревожат его возбуждения страстей. Вода, падающая с утеса, кипит внизу и клубится, а потом идет уже тихо разными потоками. Это образ юности, в которую каждый ввергается, как в водопад.".

СЕМЬЯ - следующий проверочный барьер. Обычно своя семья созидается по образу и подобию той, в которой человек вырос. Заметно как люди притягиваются друг к другу по внутреннему глубинному подобию (а не по внешней похожести). И лишь прожив бок о бок долгие годы, супруги приобретают некоторую наружную идентичность. В молодости же муж и жена подбираются по принципу замка и ключа. Вопрос в том, кто первым согласится стать "ключом" и, преодолев гордыню, научится уступать, подлаживаться под "замок" (подбирать ключики).

Далее - символическая СЕРЕДИНА ЖИЗНИ, достигнув которой, человек всерьез задумывается на что же потрачена прожитая половина и что достигнуто. Цель женщины (с преобладанием женского начала) - родить и взрастить собственного ребенка? Только тогда она может ощутить себя полностью самореализованной. МАТЕРЬЮ! А что испытывает, прожив полжизни, мужчина? Наверняка НЕОСОЗНАННО переживает свое появление на свет и растет как бы вместе с ребенком, любуясь со стороны на собственное отображение. Однако только родить и воспитать ребенка может быть достаточно для женской самореализации. Что же необходимо мужчине? Думаю, для развитого мужского начала обязательно СОЗДАТЬ нечто СВОЕ (руками или головой: дом, книгу, картину, философию, партию, революцию, прибор, научную школу, новую религию и пр.). Чтобы можно было ГОРДО сказать другим мужчинам: "Видали? Это Я САМ сделал! Слабо?". И перед женщинами "попетушиться": "Вот мы чего могем, не то, что ваши завалящие мужичонки!". Не "сильная" ли половина стоит во главе научно-ТЕХНИЧЕСКОГО прогресса (и духовного регресса)? Не мужчины ли, а заодно и все остальные уже расплачиваются собственным здоровьем и здоровьем детей за преклонение перед бездушными железками, идеализацию мертвой статистики, тупую уверенность в своей правоте и благости устремлений, поклонение идолам и кумирам? ГОРДЫНЯ - извечная беда человечества - безумная попытка каждого стать главным, возвыситься над прочими. Однако ничего путного получиться не может, ведь мужчин много, а главное место одно! Но если себя не могу сделать самым-самым (самость), то кого же я, гордый мужчина, соглашусь поставить выше себя и кому соглашусь ДОБРОВОЛЬНО подчиняться (поклоняться)? Соседу, приятелю, бутылке, любимой женщине, главному врачу, Ганеманну? Здесь уместно привести некую формулу, где в числителе расположен ЭГОИЗМ (Я, самость, эго), а в знаменателе - СТРАХ. У сбалансированного (здорового, уравновешенного) человека эта дробь стремится к единице. Если разрастается эгоизм, то страх исчезает (амбициозность, власть, деспотизм), при увеличении страха автоматически подавляется эгоизм. Оба варианта чреваты заслуженными последствиями. Остается наиболее тяжкая участь - держать баланс!

МЕНО- и АНДРОПАУЗА - выход из половозрелости в бесплодие - следующая полоса препятствий, от которой не отвертеться никому. И женщина, и мужчина болезненно переживают данный процесс, решив (почему-то), что жизнь на этом заканчивается. Значит жизнь - есть непрекращаемые схватки полов? Различие "пауз" в том, что женщину "ломает" физически (гипертония - довольно лгать и суетиться, коксартроз - прекращай вилять бедрами), а мужчину и физически (аденома простаты - уймись, дорогой), и социально (молоденькие девочки, сексуальные извращения).

СТАРОСТЬ - еще один непростой (как и все другие) этап испытаний. Миновав "паузы", человек вступает в период старения, когда материальные структуры (тело) начинают дряхлеть и постепенно выходят из строя. Данный отрезок жизни (как и любой другой) требует СООТВЕТСТВУЮЩИХ правил поведения и необходим для осознания себя, как такового. (Неполезно молодиться и искусственно прихорашиваться. Это выглядит грустно.) Каждый возраст хорош, надо лишь относиться к нему (к себе в нем) спокойно, без иллюзий. Как же тяжко приходится тем, кто ничего другого, кроме грубо материального в себе до сих пор не замечал, и вдруг, как гром среди ясного неба, материальность начинает распадаться: волосы редеют (хватит прихорашиваться и соблазнять), губы проваливаются (пореже открывай рот), зубы выпадают и исчезают пищевые пристрастия (отвыкай от чревоугодия и гортанобесия), тело слабеет (хватит носиться по жизни "очертя голову"), развивается дальнозоркость (довольно интересоваться собой, пора вглядеться в будущее), память и разум отказываются служить (не о мирской суете пора думать, хватит надеяться на хваленую логику, концепции и схемы), подступает немощь и бурно расцветают болезни (полежи и поразмышляй), прогрессирует глухота (учись пользоваться внутренним слухом, слышать), мучает ночная бессонница (подумай о смерти) и т.п. Зачем так устроено? Для чего в конце физической жизни уподобляться малому дитяте: беспомощному, беззащитному, зависимому, неловкому, сонливому, жалкому, капризному, постоянно болеющему, туго соображающему и забывающему бытовые мелочи, глухому, слепому, лысому, бесполому и беззубому? Куда готовятся уйти старики? Не туда ли, откуда приходят дети? Почему мужчину подкарауливает инфаркт, а женская кровь кипит в гипертонических кризах? Такое впечатление, что сердечно-сосудистая система (самая жизненноважная!) грозно предупреждает: отцепись от иллюзорных драгоценностей, перестань молиться на телесное, чувственное, найди в себе (в сердце своем) нечто иное.

СМЕРТЬ, физическое небытие тела - последнее(?) испытание, финишная черта КАЖДОГО жизненного пути, к которой человек неуклонно приближается с первых мгновений своей жизни со скоростью шестьдесят минут в час. Тело (временное, как все материальное) рассыпается на молекулы и микроэлементы (превращается в прах земной), из которых и состояло. И это все? Был человек и нет? Ради чего столько претерпел? Что будет с накопленными драгоценностями? Но, как младенец выходит на этот свет голенький, не имея ничего своего, так и уходить ему, состарившемуся, придется с пустыми руками! А куда девается то, что не относится к физико-химическому телу: мысли, чувства, ощущения, желания, пристрастия, отвращения, мечты, интуиция, память, воля? Тоже умирает? "Что же здесь мудреного? - пишет Св.Феофан Затворник, - Душа не от тела имеет бытие, а получает его вместе с телом, и для того, чтобы жить с телом. А смерть придет разлучить их. И дивно, как душа будет жить без тела, привыкши с телом жить. Разлучение души с телом есть наказание, и оно должно быть чувствительным. Только святые, по причине тесного общения с Господом или мало, или совсем не ощущают сего неудобства. Что делается с усопшими? Тело возвращается в землю; а душа получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном."

Пути примирения с самообманом

Теперь, разобравшись с источниками формирования САМООБМАНА: генетика, зачатие, беременность, роды, самостоятельная жизнь; поглядим, возможно ли как-то "договориться" с этим таинственным недоброжелателем. Оказывается да, можно жить в заблуждениях и не болеть! Человеческая жизнь, по моему, состоит из трех РАВНЫХ "третей": работы, сна и личной жизни. Внимательный врач, разбираясь в указанных "третях", сможет подметить ведущие чревоточины личности, загнавшие пациента в опредxеленные жизненные ситуации. Хорошо, когда работа, сон и личная жизнь взаимно уравновешены и занимают равнозначное место (снова баланс!). Не полезно злоупотреблять ночной работой в ущерб сну, или вместо работы валяться на диване. Следует отвести каждой трети жизни примерно одинаковое время, ведь оно - это самое дорогое и невозвратимое, умеющее делать лишь одно - уходить! (Общечеловеческое заблуждение: ВРЕМЯ принадлежит нам, мы его владельцы - распорядители. Странно, ведь ни создать, ни удержать его мы не в силах). Жаль тратить время жизни впустую и необходимо удерживаться от кражи чужого (самый подлый вид воровства).

Какие проявления (жалобы, симптомы) могут высветить этап "Сон" в рассказе пациента? Очевидно, его характер, наиболее удобное положение тела и сюжеты сновидений. Жизненная треть под названием "Работа" отчетливо видна через выбор профессии и узкой специальности, отношение к труду, контакт с начальством и подчиненными. В понятие "Личная жизнь" входят такие могучие признаки: атмосфера в доме и особенности семейного устроения, отношение к родителям и детям, хобби, пристрастие к конкретному виду спорта, жанрам литературы, музыки и кино.

Теперь, зная пути (корни) формирования самообманов, мы можем обозначить и способы ситуационного (вынужденного) приспособления к ним:

корни-причины                           ситуации

1) генетика                             1) сновидения

2) зачатие                              2) профессия

3) беременность                     3) хобби, спорт

4) роды                                  4) семья, дети

5) жизнь                                5) книги,фильмы,музыка

Рассмотрим сказанное на примере ведущего заблуждения Cuprum metallicum - "считает себя ГЕНЕРАЛОМ". Какие жизненные ситуации могли бы удовлетворить такой самообман? Первый способ "улаживания отношений" - ПРОФЕССИЯ. Наверное Cuprum (ситуация "Медный всадник") пойдет в офицерское училище, школу милиции или еще куда-нибудь, где можно громко командовать подчиненными, но подчиняться строгим приказам старших по чину и четкому уставу. Второй способ полюбовного договора - ХОББИ. Если не повезло и угораздило -"не попасть" в профессию, устраивающую иллюзию, то можно умилостивить разгневанный самообман увлечением (пристрастием). Чем, скорее всего, увлечется Cuprum? Очевидно игрой в солдатики, военными романами, восточными единоборствами. Наверное будет трепетать при виде оружия, охотиться, петь и плясать военные марши, коллекционировать фильмы о войне и т.п. Третий способ - БРАК на партнере, неосознанно подыгрывающем базовому самообману (страсти): жена-солдат, прапорщик, адъютант. Или, с точностью до наоборот, сам "генерал" угодит под каблук супруге-маршалу. (Женщина интуитивно, неосознанно выбирает супруга, ПОДОБНОГО ее отцу, а мужчина бессознательно устремлен к партнерше, напоминающей мать.) Четвертый способ - СНОВИДЕНИЯ. Что может присниться Cuprum metallicum? Наверное: сражения, победы, поражения, идущие в атаку полки или бегущие с поля боя солдаты, военые парады, статьи уставов, правила гауптвахты и т.п. Спать наш "медный генерал" будет, скорее всего, на животе, интуитивно защищая свою жизнь (по-старославянски живот - это жизнь).

Что произойдет, если не удалось воспользоваться предоставленными возможностями примирения со своим личностным зажимом? Тогда придется БОЛЕТЬ, (см. специальные показания Cuprum) ведь раздосадованный самообман шутить не умеет:"Не хочешь подчиняться и выстраивать профессиональную, ночную и семейную жизнь под мою диктовку, не желаешь жить в королевстве кривых зеркал, получай болезнь (физическую, эмоциональную или душевную)". А что рано или поздно случится с человеком, выбравшем (по наущению страсти) профессию офицера (убийство людей)? Кто слетится, словно мухи на мед, к увешанному с ног до головы оружием (поднявши меч )? Получается тупик - замкнутый круг жизни в заблуждениях - куда ни кинь. Вот и болеем мы все то тем, то другим, вот и пытаемся поверхностно, урывками латать то одно, то другое и в себе, и в других. Закрываем глаза на подлинные причины патологии, боясь их увидеть. Потому так важно врачу услышать (во время спонтанного рассказа пациента) не ЧЕМ болеет человек, а ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ он это делает. Ведь болезнью можно прикрыться от окружающих, за нее можно спрятаться, ею можно бравировать и размахивать, словно флагом. Болезнь можно трепетно любить и страстно ненавидеть, убегать от нее, стыдить ею окружающих и пр. (Вы встречали пациентов, не желающих расставаться со своими любимыми болячками?)

Пирамида бытия

Любому мало-мальски наблюдательному человеку очевидно, что в организме, в семье, в государстве, в мире, существует некий иерархический принцип соподчиненности. ИЕРАРХИЯ БЫТИЯ - еще один (после закона подобия) обобщающий закон мироустроения. Он проявляет свое действие везде и всегда, и, значит, его принципы можно уверенно использовать в своей работе (и жизни). Чтобы сориентироваться в сложнейшем устройстве человека, можно воспользоваться условной схемой иерархии "природных царств". Изучение различий между царствами и ведущих свойств каждого позволит поглубже заглянуть во внутренний мир человека. Попытаемся условно изобразить окружающий мир в виде "конуса царств" в порядке их иерархической взаимозависимости:

знание истины                     ЛЮБОВЬ                  идея ПОДОБИЯ

поиск истины                      НАДЕЖДА                  идея СПАСЕНИЯ

что сделать для людей?        ВЕРА                           идея ДОБРА

ЗАЧЕМ ЖИТЬ?                  ЧЕЛОВЕК                          идея СМЫСЛА сознание

КАК ВЫЖИТЬ?               ЖИВОТНЫЕ                           идея РАЗМНОЖЕНИЯ инстинкты

ГДЕ ВЫЖИТЬ?                 РАСТЕНИЯ                                идея ПИТАНИЯ чувства

ЖИТЬ или НЕ ЖИТЬ?         МИНЕРАЛЫ                               идея СМЕРТИ логика

Неверно говорить (и думать): "минеральный человек", ибо весь человек не может вместиться в какое-то одно царство. А вот его ошибка (стереотипные устремления) вполне может быть сосредоточена только на минеральном уровне. В зоне минералов у него произошла основная поломка личности (там застряла заноза, прижилась чревоточина, окопался самообман) и в угоду такой "царственной поломке" складываются вокруг несчастного жизненные ситуации. Пирамида бытия (три нижних царства) дает возможность более упорядоченного постижения внутреннего мира человека: к чему он устремлен, где сосредоточена патология, в каком именно царстве предпочитает прятаться СЕГОДНЯ его ошибка восприятия, в какие "ситуационные одежки" рядится (в угоду самообману-страсти) его воля? Следует отвыкать от гадания по внешним МАСКАМ, ибо цель врача-гомеопата - поиск ПОДОБИЯ! Подобия симптомов (душевно-психо-эмоционально-соматических), а через них и посредством их осознания - подобия ситуаций. Методология царств способна облегчить работу, особенно на 2-м этапе приема (осмысление жалоб). На "пирамиде" можно распределить любые симптомы, чувства и устремления: любовь, веру, идеалы, идолы, кумиры, потребности, цели и пр. И в каждом царстве ЛЮБЫЕ проявления (черта характера, склонность, пристрастие, эмоция и даже рутинный соматический симптом) будут иметь свои особенности и свои ограничения.

Пирамида (вся!) имеется внутри каждого человека, и люди различаются друг от друга лишь "ПОЭТАЖНЫМИ АКЦЕНТАМИ". Разница в том, где, в каком именно царстве произошла поломка личности (трещина), где она принуждает человека застрять и пробуксовывать, где человек ИЛЛЮЗОРНО убежден, что только ОДНИМ способом (присущим данному царству) можно выжить. Человек НЕ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ только ИЗ ОДНОГО ЦАРСТВА, в нем обязательно есть ВСЕ другие, но лишь болезненный (пристрастный) АКЦЕНТ опасно (и чаще неосознанно) смещен к какому-то ОДНОМУ. При этом другими "царствами" он умело пользуется (не комплексуя) и лечить их проявления НЕ СЛЕДУЕТ, поскольку они НЕ БОЛЕЮТ! Задача врача не "загнать" всего человека в какое-то одно царство по-похожести, а нащупать скрытую и повторяющуюся в разные периоды жизни стереотипную ОШИБКУ реагирования на разнообразный и динамичный мир.

Практическое удобство методологии "царственного выбора" - в значительном ограничении итогового числа примерно одноподобных лекарств. Если есть увереность в "минеральном зажиме" пациента, то МОЖНО выбрать лекарство, приготовленное из минеральных средств, отбросив и растительные, и животные. Следует учитывать, что растительный, например, препарат несет в себе: во-первых - ОБЩУЮ ИДЕЮ ВСЕГО растительного ЦАРСТВА; во-вторых - ИДЕЮ своего СЕМЕЙСТВА (пасленовых, скажем); да еще ПЕРСОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ (Stramonium). Однако растительное лекарство не обязано, да и не умеет работать исключительно на растительном уровне, не касаясь прочих царств, ибо все, что попадает в организм извне, действует не непосредственно, а через жизненную силу на всю совокупную его целостность! Просто идея растительного лекарства воздействует на подобную ей (родную) растительную иерархию БЫСТРЕЕ и ЭФФЕКТИВНЕЕ, а затем обязательно распространит свое влияние и на все прочие царства. Не всегда и не обязательно назначать препараты "ЦАРСТВО в ЦАРСТВО", иногда к "животной ошибке" человека легче и удобнее подобраться растительным (если он маскируется эмоциями) или минеральным (когда он выстраивает вокруг "животного" самообмана каменный забор) препаратом, и наоборот. Здесь, как и вообще в гомеопатии (и в жизни), нет и не может быть никаких жестких установок. Все и всегда зависит от конкретной ситуации конкретного человека.

Материя Медика Ситуаций в формате chm скачать