Отношение к гомеопатии наиболее авторитетных (канонизированных в лике Святых) представителей Русской Православной Церкви  

    Святитель Феофан Затворник давал своим чадам лечебные советы по гомеопатии. «Поздравляю с приобретением гомеопа­тического доктора и с аптечкою. Теперь всем болезням конец», - пишет он в од­ном из своих писем. И в другом послании продолжает эту тему: «Но вы все болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии. Добре! Слышу, что крупинки многим помогают. У меня берут и будто получают пользу. Книг по этой части куча... Вот вам крупинки -Aconit и Belladonna - принимать попере­менно... Во время припадков... через -1,2, 3 часа... А не во время припадков, если есть охота, - одно утром, другое вече­ром... Прием: одна крупинка на чайную ложку...»

 

   В жизнеописании святителя Игнатия Брянчанинова, предваряющем первый том полного собрания его творений, чи­таем: «С 9 часов принимался за дела или выходил к Литургии, или осматривал про­изводящиеся  работы, принимал посетите­лей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикамен­тами (гомеопатией). Таких больных сте­калось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной. Лече­ние шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уедине­ние святителя».

 

    Схиархимандрит Гавриил, чтимый старец Спасо-Елеазаровской пустыни, также давал больным капли и крупинки и многих вылечивал от серьезных и труд­ных заболеваний. Он сам любил гомеопа­тию и лечился ею. Соединяя эти лекарст­ва со словами утешения и властного сове­та, старец больше всего помогал нервно-расстроенным, близким к отчаянию и су­масшествию.

 

    В Петербурге в 1881 году открылась при Обществе последователей гомеопатии лечебница во имя Архангела Михаи­ла. А17 октября 1892 года в Санкт-Петер­бурге состоялось торжественное освяще­ние гомеопатической аптеки на Невском проспекте, где она находится и сейчас. Освящавший аптеку святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Ваш метод самый разумный и верный, Сама Божест­венная премудрость не нашла более вер-ного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного по­добным. Прежде Креста, смерти и Воскре­сения Своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее Таин­ство Причащения Пречистого Тела и Крови Своей. Значит в Самом Богочеловеке имеем пример враче­вания подобного по­добным. Да будет же всегда вашим всесиль­ным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Бого­человек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества».

 

    Духовная дочь свя­того праведного Ио­анна Кронштадтского Екатерина Духонина в своем дневнике пи­шет «Узнав о моей болезни, очень пожа­лел и сказал: «Гомеопатию принимай, но особенного какого-нибудь лечения не нужно, усердно молись Господу, да поча­ще приобщайся, Господь милостив».

 

 А вот мнение современного представителя Московского Патриархата иеромонаха-врача Анатолия (Берестова)

Настала пора установить истину и задуматься о происхождении гомеопатии.

Я долго не мог разобраться в сущности гомеопатии: что же это такое — нормальный ли это метод или оккультный. И когда меня спрашивали, можно ли пользоваться гомеопатией и правомерно ли употребление гомеопатических средств православными христианами, я всегда отвечал: “не знаю”, — так как не имел четкого представления об этом. Но сейчас я все более и более прихожу к мнению, что гомеопатия в своих ИСТОКАХ — все-таки оккультный метод лечения. И вот почему.

Гомеопатию надо рассматривать в трех аспектах: медицинском, научном и духовном. Что касается медицинского аспекта, то тут я должен сказать, что я не знаю ни одного ОРГАНИЧЕСКОГО заболевания, которое бы вылечили гомеопаты. Ни одного! Те положительные результаты от лечения гомеопатии, которые я видел, касались всегда ТОЛЬКО ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ заболеваний (невротических, где в основе лежат неврозы, невротические срывы, внушения и самовнушения) или ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ. Ни одного исцеленного органического заболевания я не видел. Так что медицинский эффект гомеопатии, мягко выражаясь, под большим вопросом.

Что касается научных аспектов гомеопатии, то их нельзя даже поставить под вопрос, так как их просто нет. Духовные же аспекты гомеопатии сразу же невольно наводят на мысль об оккультном воздействии. Да, те положительные результаты от лечения гомеопатическими средствами, которые мы наблюдаем, связаны с внушением и самовнушением. По существу это эффект “плацебо” — пустышки, который наблюдается в 25 процентах случаев. Можно ли лечить какое-то заболевание не сильнодействующими лекарствами, а применяя соль, сахар, соду, но говорить при этом больному, что это очень сильные лекарства, которые чрезвычайно мощно действуют именно при этом заболевании?

Конечно, “плацебо” не является оккультным методом, но это эффект внушения и самовнушения, которым могут пользоваться и оккультисты. Так что признавать за гомеопатией какие-то особые воздействия неправомерно — это эффект в первую очередь и главным образом психотерапевтический. И разве не настораживает, что колдуны признают гомеопатию “своим” методом лечения и считают, что в гомеопатии идет воздействие на астральный уровень человека — то есть опять-таки на духовный, через внушение и самовнушение, которые совершаются на уровне не только сознания, но главным образом через подсознание.

Взять Ганнемана, который был оккультистом, алхимиком и масоном, — он в основу гомеопатии положил все-таки оккультное воздействие. Гомеопаты считают, что весь секрет воздействия их лекарств состоит в технике приготовления лекарства, известной как АКТИВИЗАЦИЯ. Один из гомеопатов Кент пишет: “Мы активизируем наши лекарства, чтобы дойти до простого вещества, то есть до Божественной сущностиТаким образом, согласно гомеопатии, действия ее лекарств объясняются тайными, Божественными свойствами вещества, которые открываются вместе с активизацией и имеют часто скрытую духовную природу”. Как видите, мы встречаем здесь проявление именно оккультизма.

То же самое ясно излагал и Ганнеман: “Лекарственная сила находится не в материальных частицах в высокой степени активизированных лекарств, а также не в физической или математической их плоскости, но она открывается и освобождается от лекарственного материала… Эта некая “сила” как бы отрывается, освобождается от самого лекарства, потому что эта оторванная от лекарства, от материи “сила” настолько более эффективна, насколько стала более свободной и нематериальной путем активизации”. В другом месте он пишет: “Растирание лекарственного вещества и встряхивание раствора развивает скрытые лечебные силы вещества и открывает их все больше (или правильнее, выдыхает вещество, если так можно сказать)”. И далее он пишет: “Путем такой активизации вещество полностью растворяется в своей собственной воздухоподобной природе, и потому можно сказать, что в физическом своем состоянии оно состоит только из этой, не поддающейся развитию воздухоподобной сущности”. Таким образом, здесь эта духовная сущность лекарства, или “божественная” сущность вещества, отрывается от самого вещества — и именно она как бы является исцеляющей силой.

В подтверждение этого приведу еще одну потрясающую цитату, на сей раз из книги Папюса “Практическая магия”(Бишкек, 1992 г.)“Как известно, магия признает тело физическое, ментальное и астральное. Физическое тело предлагается лечить с помощью больших доз веществ материальных — это…аллопатия. Медицина противоположностей — она одна знакома большинству наших современников. Астральное тело видоизменяют при помощи жидких веществ в самых мельчайших дозах — ЭТО ГОМЕОПАТИЯ, — ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАГИИ К МИКРОКОСМУ (микрокосмом в магии называют человека). Ментальное тело, или психическое существо, изменяют действием мысли, оживленной волей мага”…

Приводя эти черномагические, колдовские свидетельства, я ни в коей мере не хочу бросить тень на честных врачей-гомеопатов, не являющихся оккультистами, среди которых много искренне верующих, православных людей. Думаю, они и не слышали о воздействии гомеопатии на “астральное тело”. Но можем ли мы теперь, узнав правду о том, где создана и какими силами питается гомеопатия, по-прежнему доверчиво использовать ее?.. Мне думается, тот положительный эффект, который больные получают у православных врачей-гомеопатов, достигается не за счет оккультной “активизации веществ”, а благодаря совсем иным факторам: это может быть и сила молитвы, и вера в исцеление, и самовнушение… Думаю, если бы искренне верующий человек вдруг выяснил, что одна из молитв, которой горячо молился с детства, узнав ее от бабушки, несет элементы языческих заговоров, вряд ли он стал бы доверять ей…

Во всяком случае, нам, православным, прежде чем решиться на использование гомеопатии, надо основательно и объективно во всем разобраться, вникнув в глубинную суть этого метода. Важно было бы открытое обсуждение этой темы с участием врачей, священников, специалистов.

Иеромонах, доктор медицинских наук,
о. Анатолий (БЕРЕСТОВ)